Delegatskaya st., 3.
Answerphone:+7(499) 973 32 19
Excursion:+7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Search

Extended search

27.12.2019 — 26.01.2020
ВЫСТАВКА «ПЕРЕСМАТРИВАЯ ЗАНОВО. СОБРАНИЕ «РОСИЗО»

Пантелеев А. В. Эстакады Азовстали. 1975.

Мариупольский В. М. Вожатая. 1950.

Семейко Л. Н. Тбилиси. Смена. 1981.

Клевер Ю. Ю. В рыбном магазине. 1938.

Татлин В. Е. Модель памятника III-его Коммунистического Интернационала. 1919.

В предновогодние дни принято подводить итоги, вспоминать важные события и поворотные моменты прошлого. Юбилейная выставка произведений из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» предлагает пересмотреть заново страницы шестидесятилетней истории формирования собрания. Выставка откроется во Всероссийском музее декоративного искусства 27 декабря и будет работать до 26 января 2020 года.

Активная художественная жизнь в стране и за ее пределами поместила советское искусство в особую нишу истории мировой культуры. Все происходившее в СССР – революции, войны, перестройки, невероятные научные открытия – нашли яркое отражение в искусстве той эпохи, часть этих произведений составляют основу собрания РОСИЗО.

В экспозицию юбилейной выставки вошли живопись, графика, скульптура, видео-арт – всего более сотни произведений.

 

 

 

Юбилей «РОСИЗО» весьма символично совпадает с 90-летием грандиозной выставки «Индустрия социализма» (1939), показывавшей лучшие достижения советского искусства. Эти работы заложили основы собрания Загорского архива художественных произведений, ставшего частью фондов «РОСИЗО» в 1992 году. Конфликт между идеей и идеологией сформировал особый тип социальной и художественной рефлексии, воплотившейся в неповторимом явлении компенсаторного искусства, которое возмещало ужасы жизни обостренным ощущением и искренним воспеванием чистой радости бытия.

Сюжеты социалистического строительства, трудового и боевого героизма советских людей сочетаются с колористической сочностью, силуэтной внятностью примитивизма и композиционной динамичностью ОСТа, фактурным неистовством «Бубнового валета» и мерцающей фактурой русского импрессионизма. Это шедевры, представляющие собрание «РОСИЗО» на внутрироссийских и международных выставках: «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» Кузьмы Николаева, «В рыбном магазине» Юлия Клевера, «Демонстрация на площади Урицкого» Василия Викулова, «Интуристы в Ленинграде» Ивана Владимирова и многие другие. В это же время активно развиваются другие виды искусства, среди которых особое место занимают произведения знаменитых скульпторов: Веры Мухиной, Ивана Шадра, Николая Томского, Меера Айзенштадта, Сарры Лебедевой.

Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство 1960-1980-х годов представлено в собрании центра не только московской и ленинградской художественной школой, но и региональной. Культурная и художественная жизнь этого времени впитала все стадии замерзания и оттаивания, консерватизма и либерализма, надежды на будущее и горького сарказма недоверия.

Традиции, заложенные в предыдущие десятилетия, продолжают свое существование в тех же тематических аспектах: пионеры и комсомольцы (Вячеслав Мариупольский «Вожатая», 1950), легендарные стройки и индустриализация (Александр Пантелеев «Эстакады Азовстали», 1975; Леонид Семейко «Смена», 1981), важнейшей темой становятся картины о Великой Отечественной войне (Ким Ефремов «За победу», 1968), парадные картины (Петр Оссовский «Солнце над Красной площадью», 1985).

Новое поколение столичных живописцев и графиков было ярко отмечено «московитсвом», широтой жеста, живописным смаком и любовью к картине. В то же время они понимали сложность международных проблем и разделяли тревоги по поводу «конца живописи». «Московские мечтатели», такие как Николай Андронов, Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко, Геннадий Мызников, Татьяна Насипова и другие, создали в это время свои лучшие работы.

Важной частью истории «РОСИЗО» является совместная выставочная работа с ГЦСИ. Собрание Государственного центра современного искусства поможет представить основные направления 1990-2010-х годов, развитие таких принципиально важных для отечественной культуры явлений, как соц-арт, апт-арт, московский концептуализм. В экспозицию вошли произведения Дмитрия Врубеля, Ильи Кабакова, Михаила Рогинского, Александра Нея.