Delegatskaya st., 3.
Answerphone:+7(499) 973 32 19
Excursion:+7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Search

Extended search

08.02.2020 — 21.03.2020
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО XXI ВЕКА: ОТ ТРАДИЦИИ К ИННОВАЦИИ»

Мэри Энн «Тутс» Зински. 2013.

Ники и Саймон Хаас. 2016.

Хелла Йонгериус. 2018.

Флорис Вубен. 2019.

Эрик Ройнестад. 2010-е.

Хавьер Перес. 2011.

Марико Кусумото. 2010-е.

Грейсон Перри. 2019.

Марина Ширская

Одна из самых заметных тенденций последних лет – интерес исследователей, художников и дизайнеров к декоративному искусству, ремеслу и всему, что может стать альтернативой массовому производству. Сам процесс создания таких вещей находится в русле больших трендов – slow life («медленная жизнь») и осознанное потребление.

Предметы, созданные вручную, помогают нам сохранять связь с прошлым, находить гармонию в настоящем и отвлекаться от виртуального мира. Современные художники мыслят инновационно, ставят эксперименты с материалами и технологиями, добиваются новых форм и неожиданных эффектов.

Что же такое декоративное искусство XXI века? В каких отношениях оно состоит с contemporary art и дизайном? Что заставляет нас считать предметы ручной работы такими желанными? И какими они станут в ближайшем будущем?

8 февраля (суббота)

15:00 – 17:00

АКТУАЛЬНАЯ КЕРАМИКА: КАК АРХАИЧНОЕ РЕМЕСЛО

СТАЛО СИМВОЛОМ ПРОГРЕССА


Возможно ли в наше время построить небоскреб из керамики, сделать стулья из фарфора и обеденные столы из глины, а вазы напечатать на 3D-принтере? Современная керамика экспериментальна и концептуальна, технологична и неожиданна.

С глиной сегодня работают не только профессиональные гончары и скульпторы, но и художники, архитекторы и дизайнеры. Они ставят перед собой разные задачи, но каждый пытается по-новому переосмыслить традицию и расширить границы возможностей материала.

В программе лекции: 

  • Кто задает тон в мире современной керамики? Крупнейшие имена и произведения, меняющие будущее искусства. 
  • Где сегодня можно увидеть актуальную керамику? Ведущие музеи, частные галереи, художественные ярмарки и выставки коллекционного дизайна. 

Мы поговорим о провокационных работах Грейсона Перри, вглядимся в тонкое керамическое кружево Хитоми Хосоно, познакомимся с таинственным миром Мален Хартман Расмуссен, увидим, каких неожиданных результатов добивается скульптор Брайан Рошфор при работе с разноцветными глазурями и узнаем, какие усилия приходится прикладывать Александре Энгельфрейт для создания своих крупномасштабных композиций.

Купить билет


29 февраля (суббота)

15:00 – 17:00

НОВОЕ СТЕКЛО: ОТ ФУНКЦИИ К РЕШЕНИЮ
СЛОЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ


Сегодня в арт-сообществе стекло переживает ренессанс. Произведения из стекла получают такой же высокий статус, как живопись, графика или скульптура. Благодаря современным художникам мы можем оценить широкую палитру его возможностей: многоцветие, способность пропускать свет или быть непроницаемым, разнообразие декоративной поверхности от шелковисто-матовой до холодно-глянцевой.

Все это делает стекло идеальным материалом для создания художественной метафоры любой сложности. Глядя на современные работы из стекла, трудно поспорить с тем, что свет, играющий на его цветных гранях, может быть столь же выразителен, как и красочные мазки, покрывающие холст.

В программе лекции:

  • Как американский художник Томас Стернс вступил в спор с муранскими «маэстри», и что из этого вышло?
  • Какие две силы помогают расцветать художественному стеклу в эпоху постиндустриальной ностальгии?
  • Какой вклад в создание нового выразительного языка сделал Дейл Чихули?
    За что во всем мире любят и ненавидят Лино Тальяпьетра?
  • Как Лилла Табассо создает букеты «увядших цветов» из стекла?
  • Какую технику изобрели Филип Болдуин и Моника Гуггисберг, комбинируя итальянскую холодную резку со шведским цветным стеклом?

На лекции вы узнаете, что нового придумали богемские мастера за «железным занавесом», чем стало Studio Glass Movement для художников всего мира, и что объединяет Адриано Беренго с мировыми звездами «большого» искусства, такими как Ай Вэйвэй, Жауме Пленса, Тони Крэгг, Ян Фабр, Илья и Эмилия Кабаковы, Эрвин Вурм, Кун Ванмехелен и братья Чепмен.

Купить билет

21 марта (суббота)

15:00 – 17:00


СОВРЕМЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ: ОТ РУКОДЕЛИЯ К СОЦИАЛЬНЫМ
И ПОЛИТИЧЕСКИМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ


Сегодня текстиль все чаще выходит за границы ремесла и утилитарности, становится арт-объектом на выставках крупнейших музеев и частных галерей.  Это «текстильное возрождение» – заслуга художников, превративших его в медиаинструмент современного искусства.

Текстиль, выступающий в этом качестве, немыслим без концептуальной идеи и смысловой нагрузки, а также политического и социального контекста.  Когда и как текстиль перешел из плоскости в трехмерное пространство? И кто впервые превратил консервативный гобелен в радикальную, крупномасштабную текстильную скульптуру?

В программе лекции:

  • Biennale Internationale de la Tapisserie в Лозанне (1962-1995) и художники, творившие текстильную революцию.
  • Что в наше время называется текстильным искусством? Каковы методы и технологии его создания, и что может стать материалом для современных текстильных произведений?

Мы поговорим о масштабах создаваемых объектов – от миниатюрных этюдов в несколько сантиметров до инсталляций размером с дом или остров, о ручном ткачестве и вышивке, войлоковалянии и плетениях из любых волокон – от традиционной шерсти и древесной коры до бумаги и пластика.

Вы узнаете о хрупких текстильных украшениях Марико Кусумото, монументальных работах Шейлы Хикс, сверкающих золотом и серебром абстракциях Ольги де Амараль, сможете рассмотреть в деталях, из чего плетет свои гигантские драпировки Эль Анацуи, заглянете в Лувр и на Венецианскую биеннале, чтобы познакомиться с вязанием Джоаны Вашконселуш, а также полюбуетесь коврами, которые Александра Кехайоглу подняла до уровня высокого искусства.

Купить билет

ЛЕКТОР:

Марина Ширская – искусствовед, тренд-аналитик, автор множества публикаций о коллекционном дизайне, декоративном искусстве, инновациях в области предметного дизайна и архитектуры. Выпускница Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Запускала российскую версию журнала Architectural Digest. В настоящий момент активно сотрудничает с такими изданиями, как АD, Elle Decoration, «Интерьер + Дизайн», GQ, InStyle, РБК, The Art Newspaper Russia. Информацию для статей и лекций черпает из своего более чем 25-летнего опыта работы с предметами искусства, регулярных посещений профессиональных выставок и фестивалей дизайна в России и за рубежом.

RELATED NEWS EVENT
15.01.2020
ЛЕКТОРИЙ: НОВЫЙ СЕЗОН 2020

Лекторий Всероссийского музея декоративного искусства приглашет на новый сезон лекций! Посетителей ждут 9 циклов встреч с профессионалами в области моды, дизайна и декоративного искусства.