Delegatskaya st., 3.
Answerphone:+7(499) 973 32 19
Excursion:+7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Search

Extended search

04.04.2020 — 16.05.2020
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ «ХХ ВЕК В ЗЕРКАЛЕ ЖУРНАЛЬНОЙ ГРАФИКИ: ОТ МОДЕРНА К ПОСТМОДЕРНУ»

Харриет Мезероль. Vogue. 1930.

Уильям Генри Бредли. Плакат журнала Chap Book, 1895.

Эдуардо Гарсия Бенито. Vogue. 1931.

Сальвадор Дали. Vogue. 1939.

Йоссе Гоффин. Graphis. 1970.

Анита Кунц. New Yorker. 2005.

Анна Цветкова

В дизайне журналов, как в капле воды, отражается весь океан современной эстетики. Она сложна и противоречива, ломает привычные шаблоны восприятия и побуждает зрителя (читателя) становиться соавтором. Журнал стоял у истоков модернистской революции, служил площадкой для манифестов художников, продвигал авангардные взгляды и делал их доступнее для широкой публики, приближая эпоху современных медиа.

Какими идеями вдохновляются дизайнеры и иллюстраторы конца XIX – начала XXI века и как адаптируют находки художников под свои задачи? На примере ключевых течений в искусстве и журналов-экспериментаторов Vogue, Harper’s Bazaar, Time, New Yorker, Esquire, Graphis и др. мы поговорим о визуальных стратегиях прошлого и современных трендах графического дизайна.

Лекции будут интересны студентам и профессионалам креативных индустрий, которые развивают свой творческий потенциал и учатся «красть как художник» (по выражению Остина Клеона), а также всем, кто интересуется современной культурой.

4 апреля (суббота)

15:00 – 17:00


ИМПРЕССИОНИЗМ, МОДЕРН, СИНЕСТЕЗИЯ:
КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ЭРА ДИЗАЙНА

В последней трети XIX века в искусстве совершается эстетическая революция. Художники создают платформу для нового визуального языка, который затем проявит себя в кино, фотографии, моде и дизайне.

Вплоть до конца XIX столетия журнал был царством текста: визуальные знаки играли здесь второстепенную, оформительскую роль. В это время еще нельзя говорить о дизайне как о полноценной системе управления вниманием. Однако на рубеже веков впервые, благодаря новаторским стратегиям в искусстве, журнал становится открыт для экспериментов с формой. Именно здесь многие художники оттачивают свое мастерство. Они воспринимают журнал и плакат как сцену, где на глазах у тысячи зрителей можно совершить авангардный переворот.

В программе лекции:

  • Как и почему в конце XIX века изменилась картина мира художников и всей творческой интеллигенции? Зачем понадобилось реформировать искусство?
  • Какие пять открытий совершили импрессионисты, и что это означало для дизайнеров?
  • Восток-Запад: как мода на японскую эстетику изменила европейскую иллюстрацию? Путь от модерна до ар-деко (1890-е – 1930-е).
  • Как сделать образ динамичным, а обложку яркой, словно рекламный плакат? Берем на вооружение секреты мастеров ар-нуво.
  • Принцип «внутренней необходимости» Василия Кандинского. Новая теория цвета и синестезия: как услышать цвет и увидеть звук.
  • Как выглядит «аналитический рисунок», и что он изменил в иллюстрации? Что общего в методах Пабло Пикассо и Василия Кандинского?

Купить билет

25 апреля (суббота)
15:00 – 17:00


ОТ ФУТУРИЗМА К ДВУМ ДИЗАЙН-СТРАТЕГИЯМ:

КОНСТРУКТИВИЗМУ И СЮРРЕАЛИЗМУ


Должна ли информация подаваться доступно и ясно? Нужно ли заботиться об удобстве читателя? «Вовсе, нет!» – считают авангардисты 1910-20-х годов. Итальянские футуристы и русские «будетляне» усложняют лексику и максимально затрудняют процесс чтения. Типографика теряет свою связь со словом и превращается в визуальный манифест. Дадаисты запутывают читателя и вовлекают его в абсурдистские игры. А сюрреалисты используют «шоковую терапию» как способ привлечь внимание.

Но Казимир Малевич и конструктивисты, Пит Мондриан и школа Баухаус извлекают из футуризма иные уроки и создают основу для функциональной – удобной и лаконичной эстетики. Сегодня ни один дизайнер не может обойтись без придуманного ими абстрактного «алфавита» – «кирпичиков», из которых можно бесконечно строить новые миры любой сложности.

В программе лекции:

  • Искусство протеста: зачем изобретать новые слова, а строчки писать разными шрифтами и размерами букв?
  • «Выход в ноль форм»: какой стала фигуративная живопись и иллюстрация после Малевича? И что супрематизм открыл для журнального дизайна?
  • От утопии к иллюзии: конструктивизм и наследник его оп-арт. Что изобрели Владимир Татлин, Александр Родченко и Эль Лисицкий? Чем эстетика Баухауса отличалась от конструктивизма? И почему «оптическое искусство» – дитя русских художников?
  • Поэтичный абсурд: почему движение «дада» – прообраз постмодерна? Какую роль играют «реди-мейды» Марселя Дюшана в судьбе современной иллюстрации?
  • Грани сюрреализма: актуальны ли сегодня его шоковые стратегии?
  • Человек абстрактный: судьба портрета в ХХ веке. Пять концепций человеческого лица в авангарде и главные мотивы эпохи – маска и манекен. Что общего у авангардного искусства и фэшн-фотографии в современном модном журнале?

Купить билет

16 мая (суббота)
15:00 – 17:00


ПОП-АРТ, КОНЦЕПТУАЛИЗМ, МИНИМАЛИЗМ:
НА ПУТИ К ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХЕ

Почему во второй половине ХХ века многие художники и дизайнеры добиваются визуальной «бедности»? Зачем они скрывают свои живописные навыки, полученные в художественных вузах, и предпочитают «плохую форму»? Что побуждает авторов отказываться от классических привилегий художника – быть значимым, знающим и авторитетным?

Эпоха постмодернизма меняет правила игры. И в искусстве, и в дизайне наступают времена, когда выше всего ценится идея, сильная концепция, которая может компенсировать и посредственное исполнение, и неброский материал. Художники снова первыми предсказывают новую эпоху, на этот раз, цифровую – мир виртуальных отношений и горизонтальных связей, доступного для всех знания и толерантного отношения к любым «странностям».

В программе лекции:

  • О бедном поп-арте замолвите слово: почему несправедливо обвинять это течение в конформизме? Как Энди Уорхол превратил свою жизнь в перформанс и создал ковчег маргинальной культуры в собственной мастерской? Что общего между творческим амплуа поп-артиста и дзен-буддизмом?
  • Пять доказательств того, что мы живем в информационном обществе уже с 1960-х годов.
  • Как во второй половине ХХ века изменились отношения художника со зрителем и дизайнера с читателем?
  • Пространство тишины: почему сегодня мы переживаем новый бум минимализма? Какими были минималистичные иллюстрации в 1960-70-х годах, и изменились ли они сейчас?
  • Современные тренды графического дизайна и визуальные стратегии журналов-долгожителей.
  • Есть ли будущее у бумажного журнала?

Купить билет

ЛЕКТОР:

Анна Цветкова – руководитель лектория Всероссийского музея декоративного искусства. Кандидат филологических наук (диссертация «Дизайн журналов в контексте новых художественных практик ХХ века»). Читала лекции в МГУ им. М.В. Ломоносова, Школе Seasons и на других площадках Москвы. Исследователь визуальной культуры, автор статей и лекций по истории искусства и дизайна.

RELATED NEWS EVENT
15.01.2020
ЛЕКТОРИЙ: НОВЫЙ СЕЗОН 2020

Лекторий Всероссийского музея декоративного искусства приглашет на новый сезон лекций! Посетителей ждут 9 циклов встреч с профессионалами в области моды, дизайна и декоративного искусства.