Delegatskaya st., 3.
Answerphone:+7(499) 973 32 19
Excursion:+7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Search

Extended search

18.09.2019 — 11.12.2019
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ «ХУДОЖНИКИ ТЕАТРА: ЭВОЛЮЦИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ»

Александр Бенуа. Эскиз декораций к балету «Петрушка».

Римский театр в Оранже.

Маска комедийная.

Жак Калло. Театральное представление.

Андреа Палладио. Театр «Олимпико» в Виченце. Процениум.

Пьетро Оливеро. Представление оперы в Турине.

Любовь Попова. Единая сценическая установка к спектаклю «Великодушный Рогоносец».

Эдуард Кочергин. Макет к спектаклю «История лошади». Музей А.А. Бахрушина.

Давид Боровский. Декорации к спектаклю «Иванов».

Наталья Макерова

Центр моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства представляет цикл лекций, посвященный году театра в России. Театральное искусство – одно из самых сложных, действенных и старинных искусств. Оно неоднородно и синтетично: успех спектакля определяет целый комплекс художественных средств – от музыки и хореографии до актерской игры.

В этом цикле мы коснемся лишь одной из граней театра – декорационного искусства. Раз в месяц по средам мы будем встречаться с экспертом по истории сценографии Натальей Макеровой, чтобы поговорить о том, какую роль играет художник в создании спектакля – от истоков профессионального европейского театра до наших дней.

18 сентября (среда)
19:00 – 21:00

АНТИЧНОСТЬ: ИСТОКИ ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОГО ИСКУССТВА ЕВРОПЫ

Первая лекция начнется с обзора проблематики всего цикла: в чем разница между театральным художником и станковистом? Какие функции у декорации в театре, и что обеспечивает художественную целостность спектакля? Какие существуют направления в театрально-декорационном искусстве, как на него влияют стили в архитектуре и прикладных искусствах? Как строятся взаимоотношения художника и режиссера? И как в сценографии создаются символы, метафоры и ассоциативные образы?

Вторая часть лекции будет посвящена истокам театрального искусства Европы – греческому и римскому античному театру.

В программе лекции:

•    Как менялось пространство от древнегреческого театра Диониса до римского Колизея?
•    Архитектура и сценическая техника античного театра.
•    Взаимосвязь театрального здания с античным городом.
•    Появление драматургических жанров: высокая трагедия, сатировская драма, комедия и их значение для развития театра.
•    Роль костюма и маски в актерском искусстве Античности.  

Купить билет

16 октября (среда)
19:00 – 21:00

ОТ СЦЕНЫ-АРЕНЫ К СЦЕНЕ-КОРОБКЕ: ТЕАТР СРЕДНИХ ВЕКОВ И РЕНЕССАНСА

Вторая лекция цикла посвящена эволюции театрального искусства от народных обрядов Средневековья до профессионального театра. Мы поговорим о том, как городская архитектура диктовала принципы построения театрального пространства, как изменились античные драматургические жанры в эпоху Средневековья – как и когда появились мистерия, гиньоль, фарс и моралите.

Мы обсудим особую роль сценического реквизита в средневековом театре, рассмотрим сценические постановки в эпоху Возрождения, проследим, как появились публичные театры последней четверти XVI века, а вместе с ними и новые требования к размещению зрителей.

В программе лекции:

•    Церковный театр: что такое симультанная сцена и литургическая драма?
•    Площадной театр, карнавалы и comedia dell arte. Костюм персонажа как характеристика образа героя.
•    Открытие прямой перспективы художниками Ренессанса и её значение для архитектуры театрального здания.
•    Джованни Алеотти и появление сцены-коробки.
•    Себастиано Серлио и новая система оформления спектаклей.
•    Театр «Олимпико» Андреа Палладио в Виченце.
•    Ярусный театр. Универсальная модель сценического пространства эпохи Шекспира.

Купить билет

13 ноября (среда)
19:00 – 21:00

ТЕАТР XVII-XIX ВЕКОВ: ДЕКОРАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ БАРОККО, КЛАССИЦИЗМА И РОМАНТИЗМА

В течение XVI и XVII веков весь ход развития техники сцены сосредотачивался в Италии и оттуда уже распространялся в другие страны. Переустройство сценического пространства в эпоху барокко связано с появлением и развитием оперы и балета.

При постройке публичных театров большое внимание уделялось условиям и характеру размещения зрителя. Варьировалась форма зала: ей то придавался овальный или подковообразный вид, то сохранялись прямоугольные очертания. Изменяются также формы лож и расположения ярусов, стираются грани в распределении мест в партере.

На лекции мы рассмотрим эволюцию театра от барокко к классицизму и романтизму, обсудим причины, побудившие художников искать новые методы оформления спектаклей, и технологии, пришедшие на смену театру Ренессанса.

В программе лекции:

•    Появление подвижных декораций в Италии XVI века.
•    Новые приемы оформления спектаклей и создание кулисной сцены.
•    Рождение публичных оперных театров и декорационное искусство в них.
•    Как мелодрама и водевиль сменили классицистическое правило трех единств: времени, места и действия? И как с появлением павильонной декорации действие было перенесено в интерьер?
•    Новые технические возможности: как изменили театр поворотный круг и появление электричества в конце XIX века?

Купить билет

11 декабря (среда)
19:00 – 21:00

ОТ ДЕКОРАЦИИ К СЦЕНОГРАФИИ: КАК МЕНЯЕТСЯ ТЕАТР В ХХ-ХХI ВЕКАХ

В XIX веке появляются фотография и кинематограф, которые были восприняты современниками как конкуренты театра. Однако театр не сдался: конец XIX-ХХ века характеризуется активным поиском новых средств вовлечения зрителя в театральное действо.

В это время рождается новая профессия режиссера, на сегодняшний день ставшая в театре основной. Если театр прошлых веков с полным основанием можно назвать актерским, то с началом ХХ века наступила новая эпоха театра режиссерского.

Возникает иная концепция театрального искусства: отныне недостаточно только профессионального исполнения спектакля (актерская работа, сценическое оформление, шумовые и световые эффекты и т.д.), необходимо их органичное сочетание, слияние в единое целое.

В программе лекции:

•    Новые понятия театра ХХ века: что такое концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль и режиссерское решение?
•    Театральные системы Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова, Михаила Чехова и их влияние на сценографию.
•    Как режиссерский театр меняет требования к работе художника? От сцены-иллюстрации к месту и времени действия до сцены, создающей атмосферу – активную среду, взаимодействующую с актером.
•    Как художник стал сценографом, отвечающим за единый визуальный образ спектакля?
•    Как с помощью компьютерных, мультимедийных технологий и новых материалов современные художники создают новую сценическую реальность?

Купить билет

ЛЕКТОР:

Наталья Макерова – искусствовед, специалист по истории сценографии, автор многочисленных публикаций о художниках театра, заведующая музеем-квартирой Всеволода Мейерхольда (ГЦТМ им. А.А. Бахрушина), доцент факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии при
МХТ им. А.П. Чехова.

Стоимость билета на одну лекцию – 500 рублей.