УЛ. ДЕЛЕГАТСКАЯ, 3
Автоответчик: +7(499) 973 32 19
Экскурсии: +7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Поиск

Расширенный поиск

15.06.2019 — 25.08.2019
СКАЗОЧНАЯ РУСЬ. МОТИВЫ РУССКОЙ СКАЗКИ В ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЕ

Шкатулка «Конек-Горбунок». В.Д. Антонов. Федоскино. 1962 год.

Шкатулка «Князь Гвидон и витязи морские». Н.И. Бабурин. Холуй. 1962 год.

Шкатулка «Ратмир у стен волшебного замка». В.В. Булдаков. Палех. 1978 год.

Шкатулка «Царевна-лягушка». Н.Н. Денисов. Холуй. 1961 год.

Шкатулка «Василиса Премудрая». Н.А. Любомудрова. Мстера. 1963 год.

С 15 июня по 25 августа 2019 года в Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль» (Ярославская область, г. Ростов) проходит выставка «Сказочная Русь. Мотивы русской сказки в лаковой миниатюре» из собрания Всероссийского музея декоративного искусства.

На выставке представлено более 50 работ четырех знаменитых центров лаковой миниатюрной живописи – Федоскино, Палеха, Мстёры и Холуя с конца 1930-х до 2000-х годов. Обращаясь к русскому фольклору, народным сказкам и преданиям, художники погружают нас в волшебный мир – средоточие народной мудрости и смекалки. А узнаваемые герои всеми любимых сказок не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых, соединяя поколения и времена.

Русская лаковая миниатюра на папье-маше – уникальное художественное явление, получившее широкое признание во всем мире. Возникнув в конце XVIII века, творчески переосмыслив опыт восточных и западноевропейских лаков, это искусство выработало собственный художественный язык, связанный с многовековыми традициями русской национальной культуры. Одним из главных сокровищ этой культуры являются народные сказки, веками передаваемые из поколения в поколение. В них сосредоточена мудрость русского народа, его представления о правде и добре. Образы русского фольклора, народных сказок и преданий, стали источником вдохновения для великих русских писателей – А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, П.П. Ершова, С.Т. Аксакова, П.П. Бажова, А.Н. Островского. Подлинно народный дух, которым пронизаны эти сказки, глубоко созвучен творчеству мастеров четырех знаменитых центров лаковой миниатюрной живописи – Федоскина, Палеха, Мстёры и Холуя.

Миниатюристы подмосковного села Федоскино продолжают реалистические традиции старых мастеров, работавших в XIX в. на фабрике Лукутиных и в мастерских Вишняковых. Они пишут маслом, очень тонкими кисточками, при этом часто используют подкладки из перламутра, сусального золота и металлических порошков, которые просвечивают через слои живописи и лака, создавая поистине волшебную атмосферу.

Палех, Мстёра и Холуй до октябрьской революции 1917 г. были иконописными селами, расположенными на древней Владимиро-Суздальской земле. После запрета на занятие иконописью местные мастера создают 1920-30-е годы новое искусство, по примеру лаковой миниатюры Федоскино, но исходя из стилистических особенностей каждого центра. Чрезвычайно сложное, многослойное письмо темперой (красками, растертыми на яичном желтке) сохраняет те же особенности и приемы, которыми пользовались художники во времена Древней Руси. Изображая сказочные сюжеты, уходящие своими корнями в глубокое прошлое нашей страны, эти мастера одновременно воссоздают сам дух и стиль той далекой эпохи.

Характерный для Палеха черный фон придает краскам особую глубину и звучность. Детали изображения прописываются твореным золотом, благодаря чему возникает эффект волшебного сияния – подобно тому, как золотой ассист на средневековых иконах служил передаче божественного света.

Художники Мстёры взяли из своей иконописной традиции красивые пейзажные фоны, умело используя богатую цветовую палитру с тонкими тональными переходами. В их лучших работах присутствует душевная теплота и добрый народный юмор.

Для холуйской миниатюры характерны динамичные, выразительные, эмоционально напряженные композиции. Фоном для них стала опоэтизированная природа среднерусской полосы.

Порой сказки отражают жестокие реалии этого мира («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»), но все же они учат нас надежде, мудрости, отваге, оптимистической жизненной позиции – ведь в сказках добро всегда побеждает зло, истинная любовь разрушает злые чары, а правда торжествует над ложью.

Обращаясь в своем творчестве к фольклорным, песенным, литературным сюжетам, былинному эпосу, художники-миниатюристы создают удивительный поэтический образ мира, что составляет суть русской лаковой миниатюры, завоевавшей всемирное признание и славу России. 

 

Куратор выставки – Варвара Коченкова, искусствовед, хранитель отдела лаковой миниатюрной живописи Всероссийского музея декоративного искусства.