УЛ. ДЕЛЕГАТСКАЯ, 3
Автоответчик: +7(499) 973 32 19
Экскурсии: +7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Поиск

Расширенный поиск

23.04.2015
Метро и война

На станции "Маяковская" в московском метро установили подобие сцены, пол застелили ковром. Из прибывшего к платформе поезда вышел Иосиф Сталин и направился к кафедре, оглянувшись на сотни людей в вестибюле...Это было 6 ноября 1941 года, заседание Моссовета. Уникальные кадры того выступления вождя и военной жизни метрополитена можно с сегодняшнего дня увидеть во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Каждый посетитель музея сможет услышать рассказ очевидцев выступления Сталина на "Маяковской". Сейчас на станции столько людей не бывает даже в часы пик: аудитория расположилась плотными рядами от медпункта до эскалатора. Сталин и после этого часто бывал в "подземке". Сохранилась даже его ставка, которая размещалась на станции "Кировская" (ныне - "Чистые пруды"). В этот кабинет спускались донесения с фронтов, для оперативной связи работал телефонный аппарат. Все предельно аскетично: на стенах и столе - карты с направлениями немецких ударов, на тумбе - зеленый абажур.

Как жило московское метро в годы Великой Отечественной войны

А за пределами ставки метро жило как полноценный город. На выставке представлены инсталляции бомбежек Москвы, от которых люди скрывались в подземке. Поезда курсировали до 18 часов, остальное время метро принимало тех, кто хотел спастись от бомбардировок. Чаще всего на архивных фотографиях попадается "Маяковская". Вот в знаменитом колонном вестибюле - военная "гостиница". Топчаны без матрасов предоставлялись всем, постельные принадлежности москвичам разрешалось брать с собой. Есть и раскладные походные люльки для малышей, которых тоже было много в подземном городе, к тому же в годы войны в метро родились 217 детей. Набитый наскоро опилками медведь Иннокентий, лежащий в детской кроватке военного образца, - точная копия игрушек воспитанников садика - эту функцию метро тоже выполняло.

Ночь в военном метро - время чтения. В ноябре 1941-го на "Курской" устроили филиал публичной исторической библиотеки: только в декабре первого военного года ее посетило 1 020 человек.

Как жило московское метро в годы Великой Отечественной войны

"Заезжаю почти ежедневно, - говорится в отзыве одного из читателей, инженера-строителя Богданова. - Не потому, что еду домой через эту станцию, а специально почитать газеты и другую литературу...Единственный недостаток, который невозможно устранить, - это сквозной циркулирующий воздух от движения поездов и непрерывный сплошной поток пассажиров".

Времени для спокойного досуга у строителей метро было не так много. После первых налетов немецкой авиации в 1941 году один из снарядов повредил тоннель между "Арбатской" и "Смоленской" станциями, перегон начало затапливать - возникла угроза разрушения. Строительство ветки пришлось остановить. Впоследствии построили новую магистраль, параллельную заброшенному участку. Спустя несколько лет работы на Арбатско-Покровской линии продолжились, и станции снова заработали. Поэтому и появились остановки с дублирующими названиями. А в общей сложности за время войны было проложено 30 километров путей и открыто 7 станций. При этом советская страна стремилась показать: она способна не только выстоять в войну, но и построить самый красивый метрополитен. Мозаику тех лет, которую готовили в блокадном Ленинграде и с невероятными усилиями отправляли в Москву, можно увидеть на станции "Новокузнецкая". Военные судьбы мастеров мозаики также подробно представлены на выставке, в дальнейшем экспозицию пополнят из частных коллекций.

"Мы готовим проект "Триумф метро": соберем всю историю столичного метрополитена, - рассказала корреспонденту "РГ" директор музея Елена Титова. - "Метро и война" - это только начало работы, которую проводят кураторы. Экспонаты предоставляют музеи метро, МАРХИ, но и в частных коллекциях есть много уникальных вещей, документов, воспоминаний".

Мемуары

Бомбежки в Москве и спешное бегство в метро - все это застала корреспондент американского журнала Life Маргарет Бурк-Вайт. Именно она сделала облетевшие весь мир фотографии "Маяковской" с кроватями в вестибюле.

"Спуск в метро был приключением сам по себе, - вспоминала репортер, - с его тремя рядами эскалаторов, движущимися в три раза быстрее, чем привык посетитель нью-йоркской подземки. Когда мы подъехали к нижней платформе, то обнаружили, что поезда остановлены и напряжение с путей снято. Людей проводили к путям, где как минимум несколько тысяч разместились довольно свободно".

Справка "РГ"

Выставку можно посмотреть во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства: Делегатская улица, 3. Экспозиция будет открыта до 28 июня.

http://www.rg.ru/2015/04/23/metro-site.html

Выставки

24.04.2015 – 28.06.2015
Выставка "Метро и война" к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне

24 апреля 2015 во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства стартует мультимедийный междисциплинарный проект «Метро и война», посвященный юбилею победы в Великой Отечественной Войне, который рассказывает о роли Московского метрополитена в жизни военной Москвы. Метро в Москве больше, чем метро. Это не только транспортная система, но и уникальный художественный комплекс, пронизанный историей. Выставка «Метро и война» расскажет о войне, развитии сопротивления и победе на примере «обыденной» жизни Московского метрополитена 1941-1945 годах. Миссия выставки показать войну или, точнее, жизнь во время войны в двух масштабах: страны с театром военных действий и города, спустившегося под землю, а также в двух плоскостях – эмоциональной и хроникальной.