УЛ. ДЕЛЕГАТСКАЯ, 3
Автоответчик: +7(499) 973 32 19
Экскурсии: +7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Поиск

Расширенный поиск

Кустарный музей

Среди музеев, история которых неразрывно связана с деятельностью меценатов, особое место занимает Кустарный музей. Его правопреемником является Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

В 60-70-е годы XIX века в среде русской интеллигенции пробуждается интерес ко всему, что связано с проявлением национального в отечественной культуре. Начинается изучение, собирательство и коллекционирование предметов крестьянского искусства. Интерес общественности к народной культуре побудил и земские организации обратить внимание на кустарные ремесла, предпринять попытку улучшить состояние кустарных промыслов как особой области традиционной художественной культуры.

В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке, проходившей в Москве на Ходынском поле, публике впервые широко были представлены изделия ремесленников Московской и других губерний Центральной России. Известный критик В. Стасов писал: «Из всех русских выставок, какие у нас до сих пор бывали, это самая великолепная выставка». Раздел кустарных промыслов имел оглушительных успех и привлек внимание общественности к проблемам кустарной отрасли.

Страстный любитель старины, прекрасный знаток искусства, представитель известной в России семьи предпринимателей и меценатов, Сергей Тимофеевич Морозов приобрел всю выставочную коллекцию изделий народных промыслов, которая и легла в основу будущего Кустарного музея.

Коллекция была размещена на улице Знаменка в доме В. Я. Лепешкиной, где через три года открылся Торгово-промышленный музей кустарных изделий. Еще спустя три года музей переехал в арендованное С. Т. Морозовым помещение на углу Никитской улицы и проезда Никитского бульвара, а в 1903 году обрел свой постоянный адрес – Леонтьевский переулок, 7.

Новый дом Кустарного музея в русско-византийском стиле был сооружен на средства С. Т. Морозова по проекту архитектора С. У. Соловьева. Позже, в 1911 году, здание музея расширяется за счет пристройки для магазина, выполненного по проекту архитекторов В. Н. Башкирова и А. Э. Эрихсона.

Кустарный музей занимал особое положение в культурной жизни столицы. Влияние его простиралось далеко за пределы Москвы, потому что музей не только выполнял собирательскую и научно-просветительскую функции, но и был двигателем кустарной отрасли.

Основная деятельность музея была направлена на оказание помощи и поддержки кустарям как носителям традиционной народной культуры. Музей должен был стать центром популяризации кустарных изделий, способствовать повышению их художественного уровня, оказывать помощь мастерам в совершенствовании своих работ, содействовать сбыту продукции кустарных промыслов, участвовать в организации школ, училищ и мастерских.

В 1900-е годы складывается структура Московского кустарного музея, в корне иная, чем в других музеях того времени. В Кустарном музее было создано три самостоятельных подразделения, выполнявших конкретные задачи: бюро по содействию промыслам, торговое отделение и «Музей образцов», которому отводилась особая роль: он стал своего рода художественно-экспериментальной лабораторией.

Для создания высокохудожественных образцов кустарных изделий, по которым мастера могли работать, были привлечены известные художники – братья Васнецовы, А. Я. Головин, В. Д. Поленов и многие другие. Коллекция музея постоянно пополнялась памятниками «русской старины», служившими образцами для разработки новых произведений, формирования художественного вкуса кустарей, сохранения и приумножения культурных традиций.

Чтобы снабжать ремесленников образцами и рисунками, С. Т. Морозов пополнял коллекцию музея памятниками прикладного искусства XVII-XIX веков, причем на свои средства.

Большое значение для популяризации и развития народных художественных промыслов России имело участие Кустарного музея в крупнейших российских и международных выставках.

Особое место среди них принадлежит Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Павильон кустарных изделий и рукоделия выделялся среди остальных выставочных павильонов своим национальным колоритом. Он представлял собой вереницу небольших деревянных построек в типичном стиле Русского Севера XVII века с избами и сельской деревянной церковью.

«Русская деревня» – «Village Russe», как окрестили французы это необычное строение, была сооружена по проекту художника К. А. Коровина архитектором И. Е. Бондаренко.

В 1920-1930-е годы Кустарный музей много делал для того, чтобы промыслы приспособились к новым социально-экономическим условиям. В частности, он сыграл большую роль в становлении и развитии лаковой миниатюры в древних иконописных центрах – Палехе, Мстере и Холуе, способствовал возрождению гжельской керамики.

В 1931 году на базе Кустарного музея был создан научно-исследовательский институт, с 1941 года именовавшийся НИИ художественной промышленности (НИИХП). Музей стал его структурным подразделением на правах отдела и получил название «Музей народного искусства».

В 1999 году по распоряжению Правительства Российской Федерации коллекция Музея народного искусства имени С. Т. Морозова была передана во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ).