УЛ. ДЕЛЕГАТСКАЯ, 3
Автоответчик: +7(499) 973 32 19
Экскурсии: +7(495) 609 01 46

RU / EN
x

Поиск

Расширенный поиск

Сергей Тимофеевич Морозов

Сергей Тимофеевич Морозов происходит из знаменитого купеческого рода Морозовых. Важнейшее место в жизни этой московской семьи занимала благотворительность. Жертвовали, главным образом, храмам, больницам и богадельням.

Отец Сергей Тимофеевича, Тимофей Саввич, как и многие купцы-старообрядцы, был ревнителем старины и состоял в Обществе любителей древней письменности. Вместе с группой представителей купеческого сословия в начале 1860-х годов он ходатайствовал о создании художественно-промышленного музея при Строгановском училище художественного рисования.

Собранные по подписке денежные средства позволили приступить к утверждению проекта музея Строгановского училища и формированию его коллекции. Тимофей Саввич стал одним из попечителей музея и участвовал в пополнении собрания. В этом просматривается несомненная связь с последующей деятельностью его сына Сергея.

О жизни Сергея Тимофеевича, в отличие от его более знаменитого брата Саввы, известно немного. Даже год рождения определен не точно – 1860 или 1863. Сергей окончил юридический факультет и стал кандидатом права.

Однако уже в университетские годы Сергей Тимофеевич был очень увлечен живописью и, прежде всего, пейзажем. Это было связано, в том числе, и с дружбой с художником И. И. Левитаном. С. Т. Морозов предоставил для Левитана очень удобную мастерскую в Трехсвятительском переулке, в которой художник создал целый ряд своих шедевров – «Вечер. Золотой Плес», «После дождя. Плес» и другие. В этой же мастерской в 1892 г. Валентин Серов написал известный портрет И. Левитана.

Помогал Сергей Тимофеевич и другим деятелям искусства, в частности, благодаря его помощи смог окончить московское Училище живописи, ваяния и зодчества художник В. И. Соколов.

В 1888 – 1889 годах Сергей Тимофеевич включился в работу Кустарного музея, разработав основы его преобразования. Московское земство приняло его планы, и в 1890 году Морозов вступил в должность заведующего музеем, а после 1897 года стал его почетным попечителем.

Сергей Морозов привлекал к сотрудничеству интересных и ярких художников, на собственные средства построил здание для музея в Леонтьевском переулке, устраивал земские мастерские в Подмосковье.

Сергей Морозов входил в совет Строгановского училища, благодаря чему между училищем и музеем возникло тесное сотрудничество, позволявшее проводить единую линию и, прежде всего, в развитии неорусского стиля начала ХХ века. Сергей Тимофеевич являлся сторонником этого направления, и собирательство произведений декоративно-прикладного искусства стало одним из проявлений его интересов.

Богатая и содержательная коллекция Сергея Морозова была передана в Кустарный музей и составила в нем раздел «русской старины». Морозову принадлежит идея создания художественного совета при музее – вероятно, одного из первых в России.

В 1890-е – 1900-е годы Морозов принимал активное участие в художественной жизни России. Он участвовал в финансировании журнала «Мир искусства». Как попечитель Кустарного музея, был среди организаторов Выставки архитектуры и художественной промышленности нового стиля 1902 г. в Москве.

К развитию Кустарного музея и кустарных промыслов Сергей Тимофеевич привлекал пожертвования членов своей семьи. Среди них его мать, Мария Федоровна, и известная благотворительница М. А. Морозова.

13 декабря 1914 года Москва праздновала двадцатипятилетний юбилей деятельности Сергея Морозова на поприще содействия кустарной промышленности.

После самоубийства в Каннах в 1906 году брата Саввы Сергей Тимофеевич становится директором-распорядителем товарищества Никольской мануфактуры. В память Саввы Сергей и его мать пожертвовали крупную сумму на постройку психиатрического корпуса Староекатерининской больницы. В 1914 году Морозов пожертвовал Москве 500 тысяч рублей на нужды военного ведомства, а в 1916-м на его средства В. Д. Поленов построил свой знаменитый Народный дом.

После революции 1917 года владения и имущество Морозовых были национализированы, а сам Сергей Тимофеевич жил и работал в качестве консультанта по кустарному делу в здании Кустарного музея. В середине 20-х годов он уехал во Францию, где умер в 1944 году и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.